«Главное не учить детей, но уметь наблюдать их жизнь и помогать явиться их дарованиям»
М. Монтессори.
«Мама, я хочу в Раздольку!» — слова, которые часто слышат родители детей, хотя бы раз побывавших на занятии в Монтессори-центре «Раздолька». Что же так привлекает детей и почему они снова и снова хотят вернуться? Давайте попробуем в этом разобраться.
В Монтессори-центре «Раздолька» занимаются дети от 1,5 до 6 лет. Данная система в настоящий момент является самой востребованной в мире. Несмотря на это, не все мамочки слышали о системе и не все до конца понимают ее суть. Давайте сразу проясним один момент: система Монтессори — это НЕ традиционное воспитание. Наши мамочки привыкли к классическим центрам раннего развития и ожидают от Монтессори-центра того же принципа работы, а именно: тотального контроля со стороны взрослых в отношении изучаемого материала, обучения по схеме, которую определяют взрослые и четкого решения поставленных задач. В результате дети в раннем возрасте знают много, но не понимают сути изученного и не могут мыслить самостоятельно. Имея знания, дети не умеют пользоваться ими.
Сама же Мария Монтессори называла свою систему системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Взрослые не диктуют детям, что и когда они должны уметь и знать. Но взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в нем природные способности. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно и необходимо на данном этапе развития. Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Кажется, в наше время никто уже не поспорит с тем мнением, что наши дети от рождения являются самостоятельными единицами. Они — личности со своими собственными задатками и талантами. Они все разные, двух одинаковых по развитию детей не бывает. Каждый родитель считает своего ребенка самым лучшим и уникальным. В то же время, что же мы, родители, им предлагаем? А предлагаем мы им усредненную систему образования. Каждый получает одну и ту же информацию, одним и тем же способом и развивает одни и те же навыки.
По системе же Марии Монтессори, как мы уже говорили, дети сами выбирают скорость и последовательность своего обучения.
Помимо опытных и грамотных педагогов, в системе Монтессори очень важны развивающая среда и дидактический материал.
Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка, для того, чтобы не ускорять процесс развития детей, но и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию, как отмечала сама Мария Монтессори.
В специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием. Среда разделена на 5 зон:
- Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни( мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
- Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
- Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
- Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания способов образования слов.
- Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.
Дидактический материал это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, золотой математический материал и т.д
У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели — прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Центр «Раздолька» является классическим Монтессори-центром, который соблюдает все принципы системы в отношении оснащения учебных комнат, учебного материала и участия педагога в работе ребенка.